Обращение македонского писателя Венко Андоновского к русскоязычному читателю
Роман македонского писателя Венко Андоновского «Пуп света» в переводе Ольги Панькиной стал в 2023 году самой важной книгой на иностранном языке по версии жюри литературной премии «Ясная Поляна». Роман был опубликован издательством «Центр книги Рудомино». Для Венко Андоновского это – вторая номинация на премию «Ясная Поляна», в 2018 году его ранний роман «Пуп земли» был отмечен экспертами номинации «Иностранная литература» и вошел в длинный список.
Уважаемый Владимир Ильич Толстой, уважаемые члены жюри Павел Валерьевич Басинский, Алексей Николаевич Варламов, Евгений Германович Водолазкин и Владислав Олегович Отрошенко, уважаемые присутствующие, ценители художественного слова!
С огромной признательностью и безмерной благодарностью я принимаю сегодня литературную премию «Ясная Поляна», самим названием связывающую нас с именем русского властителя мира словесности, который всю свою жизнь был сувереном в царстве смыслов, называемом литературой. Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь искал ответ на самый главный вопрос не только литературы, но и каждого человека: есть ли смысл в жизни или нет? Поэтому, если бы книги Толстого вдруг стали исчезать одна за другой, мировая литература оказалась бы в ситуации астронома, который жалуется, что на небе стало недоставать целые созвездий.
В одном месте Толстой, этот всемирный гений, сказал: «Рассуждение о суете жизни не так хитро, и его делают давно и все самые простые люди, а жили и живут». По отношению к вопросу, есть ли смысл жизни или нет, Толстой вообще не реалист, а писатель, разрывающийся между экзистенциализмом Жана-Поля Сартра и философией абсурда Альбера Камю. Это писатели, которых он предвещает, как пшеничное зерно вмещает в себя весь будущий колос. Для Толстого литература, любовь, смирение и физический труд – это то, что «впрыскивает» смысл в бессмысленность жизни. И я, как последователь Толстого, написал в романе, который вы удостоили высоким отличием: «Без еды человек может прожить пятнадцать дней, без воды – семь, но без смысла он не может прожить ни единого мгновения».
Кто-то должен внести в мир смещенных ценностей, где доброта считается слабостью, наглость – смелостью, а моральная распущенность – свободомыслием и демократией, гуманистическую сущность, и сделать это должны писатели. Мы живем в эпоху постгуманизма, когда человек, потерявший божественное и человеческое в себе, восклицает в припадке тщеславия: «Бог умер, теперь я единственный Бог, я изменяю гены, хромосомы, пол людей и названия стран, я перелицовываю Божьи законы и заповеди, я есмь альфа и омега мира!» В таком безумном мире я, представитель малой (по численности населения), но древней македонской культуры, следуя заветам Толстого, пытаюсь вернуть божественное зерно в обесчеловеченного человека. Я верю, что мы явились на этот свет не для того, чтобы внимать злу в любых его инкарнациях, а для того, чтобы внимать Толстому, Достоевскому, Сервантесу, Шекспиру, Данте, Моцарту или Эйнштейну: служителям Божьего в человеке!
В четвертом веке Преподобный Антоний Великий писал: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». Разве вся жизнь и деятельность Толстого не заключены в этом одном высказывании аввы Антония Египетского? И разве это не доказательство того, что гений в сущности один, что он рождается под разными именами в разные эпохи – но всегда изрекает то божественное зерно, которое мы называем Истиной, даже ценой страшных жизненных страданий?
Во имя этой Истины я сегодня среди вас, мои дорогие. Я безмерно благодарен вам, сердце мое радуется нашей встрече.