news

«Всеяблоко» русской классики

«Всеяблоко» русской классики

«Роман Марины Степновой «Сад» создавался около десяти лет и изначально должен был носить название «Иначе». Многие читатели восприняли его как попытку стилизации под русскую классику, но с таким мнением можно поспорить. Автор не пыталась слепо копировать стиль зубров российской словесности, а выбрала для романа редкий по нынешним временам жанр каталога — или списка. Этот жанр некогда был очень популярен, и его можно отнести не столько к подражательной литературе, сколько к самому литературоведению. Так что и яблочко из «Сада» получается не стилизованное, а обобщенное. Перефразируя Джеймса Джойса, утверждавшего, что «лошадность — это чтойность вселошади», можно сказать, что «Сад» — это чтойность всего корпуса русской классики.

Так и получается, что любители русской классики будут бесконечно млеть от «Сада», находя в этой энциклопедии все новые и новые узнаваемые статьи. Нелюбители (или просто далекие от звания знатока классической литературы) станут обзывать роман слишком простой стилизацией и морщить нос с утверждением, что сейчас не девятнадцатый век и незачем воровать чужие лавры. Но стал бы автор для обычной стилизации настолько углубляться в фактуру? Считать ступени, измерять метражи, проверять график цветения разнотравья и тратиться на еще тысячу различных мелочей. Такой подробный фактчекинг — свойство больше научно-популярной литературы и нон-фикшна, чем роман Степновой отчасти и является.»

Фрагмент из рецензии «Всеяблоко» русской классики» Евгении Лисицыной на роман-финалист премии «Ясная Поляна» Марины Степновой «Сад». Издательство Редакция Елены Шубиной , 2020.

Полностью текст рецензии можно прочитать на портале Горький. А проголосовать за роман в номинации «Выбор читателей» — по ссылке >>>